Профильное обучение в рамках ИУП

Организационный блок профильного обучения в Лицее

 

Основные этапы

Задачи

Содержание

Пространство подготовки (5-7 классы)

Формирование базовых навыков деятельности в предмете, технике получения опыта

Учебное образовательное пространство Лицея, представленное в большей части урочной формой, включающее: курсы по выбору, проектную и исследовательскую деятельность, практикумы по биологии, химии, физике, работу в органах самоуправления.

Активные и интерактивные уроки (интеллектуально-творческие игры, диалог, дискуссия, экскурсия и т.д.)

Пространство опыта (8 класс)

Создание условий для ориентации учащихся на пробу своих возможностей в разных сферах: интеллектуальной, социальной, межличностной, личностной, что приведет к формированию учебно-практических компетенций (способность к исследованию, способность к коммуникации и организации взаимодействия, способность принимать решения и осуществлять их, способность постоянно осваивать новые виды деятельности).

Пространство опыта - это учебное и внеучебное пространство, представленное разнообразием форм, методов и средств деятельности: лабораторные занятия, практикумы, творческие мастерские, проектная и групповая работа,

индивидуальные коррекционные занятия по развитию способностей учащихся, НИД, кружки, общественная деятельность.

 

Пространство презентации

(9 класс)

Создание в Лицее условий для реализации проектной и исследовательской деятельности учащихся, где творческие проекты учеников выступают как результат учебной работы. Создание условий для правильного выбора прфиля.

Пространство презентации – это предъявление результатов ученического проектирования: научно-практические конференции различного уровня, публикации, участие в предметных конкурсах и олимпиадах.

 

Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это две главные части одной системы – подготовки школьников к осознанному выбору своего профессионального пути.

Профильные направления в школе третьей ступени определяются с учетом спектра компетенций выпускника основной школы и определением ведущей компетенции в его подготовке (то есть той, которую сам старшеклассник выбрал как основную, соответствующую его способностям и будущим профессиональным интересам).Профильный уровень изучения предметов – средний ученик готов к продолжению обучения в ВУЗе.

 Индивидуализация учебного процесса обеспечивается за счет самостоятельного выбора обучающимися учебных предметов, форм обучения, дополнительных образовательных услуг, самостоятельного определения тем и направлений творческой, проектной, исследовательской деятельности. Эти предпочтения оформляются обучающимися как ИУП. Важным условием индивидуализации является вариативность авторских программ педагогов. Задачу индивидуализации образовательного маршрута обеспечивает и бесклассное обучение – обучение в предметных группах, которое предполагает составление расписания таким образом, чтобы каждый обучающийся, независимо от конкретного класса, мог изучать те предметы, которые он выбрал.

Личностно-ориентированный подход в условиях профильного обучения реализуется через выстраивание индивидуальной стратегии обучения – основанный на прогнозе общий план совместных действий ученика и учителя, определяющих ближайшую перспективу интеллектуального и личностного развития ученика и учителя в процессе выбранного им предмета или предметной области. Она предусматривает оказание психолого-педагогической помощи.

Индивидуальный учебный план (ИУП) – конкретный план обучения каждого ученика, включающий совокупность учебных предметов и курсов, выбранных для освоения. Он имеет следующую структуру: инвариантная часть (24 часов)+ не менее 2 предметов на профильном уровне (не более 37 недельных часов). ИУП полностью соответствует приоритетам современного образования. С его помощью можно осуществить переход от классно-урочной форме обучения к предметно-урочной.

Интерес ребенка к учению в значительной мере зависит от содержания образования. Учение только тогда станет для ребят радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познавать через напряжение своих сил, умственных, физических и духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных технологий обучения.

Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным, что становится возможным, если осуществляется:

·        Признание права старшего школьника на выбор уровня собственных достижений (обязательного или повышенного)

·        Расширение перечня учебных предметов и курсов, изучаемых на основе добровольного выбора школьника

·        Обеспечение направленности образовательного процесса на формирование компетентности

·        Реализация индивидуальных образовательных программ

·        Создание условий для самостоятельной, познавательной деятельности учащихся.

Решение этих задач будет возможным, если современные педагогические технологии станут неотъемлемой частью образовательного процесса.

Ключевые компетентности, выделенные международной практикой образования:

·        Политическая и социальная компетентность, связанная со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, урегулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов

·        Компетентность, реализующая способность и желание учиться всю жизнь, как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а так же в в личной и общественной жизни

·        Компетентность, определяющая владение устным и письменным общением. Владение несколькими языками, важными для работы и общественной жизни

·        Компетентность, связанная с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к средствам массовой информации.

Позиция ЮНЕСКО по поводу современного качества образования зафиксирована в отчете «Образование: сокрытое сокровище», подготовленном для ЮНЕСКО международной комиссией по образованию для  XXI века под председательством Жака Делора.

Комиссия рассмотрела явление образования в течение всей жизни человека как базирующееся на четырех основаниях:

·        «Учиться знать» подразумевает, что обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы

·        «учиться делать» фокусируется на практическом применении изученного

·        «учиться жить» вместе актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое общество

·        «учиться быть» акцентирует умения развивать свой потенциал, необходимый индивиду.

 

Технология профильного обучения

Приоритетная педагогическая задача

Предполагаемый результат

Информационные, развития критического мышления, анализа конкретных ситуаций

Организация работы с потоками информации, развитие мышления

Информационная и языковая компетентности – «знать»

Организация группового взаимодействия, организация дискуссии и др.

Организация группового взаимодействия

Социальная компетентность – «жить вместе»

Организация самостоятельной работы, оценки достижений, самоконтроля, самообразовательной деятельности

Развитие субъектности и самостоятельности

Личностная компетентность – «быть»

Организация проектной, творческой и учебно-исследовательской деятельностей

Организация продуктивной образовательной деятельности

Предметно-практическая компетентность – «делать»

 

Технологии профильного обучения, применяемые в Лицее.

 

Ведущие

Сквозные

Исследовательские ( учебное исследование)

Проектные

Технология организации самостоятельной работы (организация учения)

Дистанционные

Балльно-рейтинговая оценка учебных достижений (создание системы стимулирования)

Технология развития критического мышления

Модульное обучение (структурирование содержания)

Проблемное обучение

Кейс-технология (решение допрофессиональных задач, профориентация)

Традиционные, игровые и др.

 

Достоинства и недостатки профильного обучения.

 

Достоинства

Недостатки

Обеспечение доступности образования

Частичная потеря общеобразовательного уровня образования.

Направлено на удовлетворение познавательных потребностей, интересов, жизненных устремлений старшеклассников.

Выбор будущей профессии в 14-15 лет, когда не все к этому готовы.

Преодоление учебной перегрузки и негативного психо-эмоционального состояния

 

Успешность

 

 

Индивидуальные учебные планы 2013

141407, Московская область, г. Химки, ул. Машинцева, дом 6

Тел/факс: (495) 575–74–47, (495) 575–02-11

Адрес сайта: www.liceum17.ru

Адрес электронной почты: licei17@mail.ru


Вся информация на сайте защищена законом об авторском праве. Использование материалов сайта без согласия владельца преследуется по закону согласно ст. 130 ГК РФ.